Кафары

Кафары
– под этим именем известны различные еретические общества. Еще больше этим именем любили называть свои общества сами еретики, т. к. слово это, происходящее, по-видимому, с греческого, обозначает "чистый". В истории церкви под этим именем, кроме вообще многих еретических сект, известны раскольники древней церкви и еретики средневековой истории. Древние кафары известны также под именем "новациан". Это название осталось за ними от родоначальника этой ереси пресвитера Новация, восстававшего против принятия обратно римскою церковью сначала отпавших, но потом раскаявшихся. Это недовольство и являлось объединяющим пунктом указанной ереси. Они являлись нарушителями церковной жизни как Востока, так и Запада, где держались почти до эпохи реформации. О месте возникновения и происхождении настоящей ереси среди ученых возникло много споров, но в настоящее время почти все сходятся на том что колыбелью этой ереси является Балканский полуостров, где была она впоследствии известна также под именем "богомильства" и отсюда уже перенесена на Запад. Временем возникновения ее нужно считать X век, т. е. первые проповеди болгарского священника Богомила, а на Западе она впервые появляется в Турине в Италии, где в XI веке был сожжен на костре глава кафаров Жирард. Широкому распространению этой ереси в большей степени способствовали безнравственность монахов и испорченность клира католической церкви, и потому проповедь нравственной чистоты и разрыв с развращенной церковью встретили горячее сочувствие почти всех истинно верующих. Кафары были распространены почти по всем странам Европы и почти в каждой стране имели свои названия. Так, в Италии они назывались насмешливым именем "патаренов", что значит "нищих бродяг", во Фландрии – "пифлерами" или "провансальскими христианами" и т. д. Особенного расцвета эта ересь достигла во Франции в XII столетии и даже настолько, что католическое духовенство решило оставить старое испытанное средство – насилие и созвало собор в Сан-Феликсе-де-Крамане, около Тулузы, но никаких определенных решений там не было принято, и тогда было решено принять решительные меры. Был объявлен крестовый поход против еретиков, и в начале XIII века громадное войско под руководством папских легатов страшным потоком прошло по всему югу Франции. Его результаты были ужасны, жестокости неописуемы. Этот поход и возникшие затем ордена францисканцев и доминиканцев, получивших от папы привилегию на инквизицию, нанесли чувствительный удар кафарам, но не уничтожили их. Лишь с появлением реформации они исчезают. Главной основой учения кафаров был принцип дуализма: т. е. что существует два самостоятельных верховных существа: бог света и бог мрака. Души людей созданы богом света, но соблазненные однажды богом мрака перешли к нему, и за такую измену они были изгнаны из состава небожителей. Некоторые, впрочем, признавали лишь доброе начало и что все злое явилось значительно позже. Третья ветвь по своему учению является средним между первой и второй. Она приписывает Богу лишь появление хаоса, первой материи, а возникновение всего остального первородному сыну его, которой была сначала добрым, а затем вследствие своей гордости пал и, таким образом, является родоначальником всего существующего зла.

Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. . 1913.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "Кафары" в других словарях:

  • кафары —    , или альбигойцы    Последователи ереси богомильской, распространившейся на Западе в XI и XII вв., где и усвоено за ними название альбигенсов, от горы Альба, считавшейся центром их; сами себя они называли кафарами, т. е. чистыми …   Справочник по ересям, сектам и расколам

  • Кафары катары — (греч. κάθαροι чистка) название это присваивали себе уже манихеи, но в особенности гностико манихейская секта, распространившаяся с конца Х в. по всей почти Южн. и Зап. Европе. Родоначальниками их можно считать вост. павликиан (см.), приверженцев …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Кафары, катары — (греч. κάθαροι чистка) название это присваивали себе уже манихеи, но в особенности гностико манихейская секта, распространившаяся с конца Х в. по всей почти Южн. и Зап. Европе. Родоначальниками их можно считать вост. павликиан (см.), приверженцев …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Сектантство — сектой называется организованное общество людей, разномыслящих с господствующей церковью, но согласных друг с другом в религиозном отношении. Между сектой и ересью та разница, что вторым словом обозначается не столько совокупность лиц, следующих… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Катары — Не следует путать с Катаром. Христианство Портал:Христианство Библия …   Википедия

  • Катары — см. Кафары …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Мильнер — (Иосиф Milner, 1744 1897) англиканский священник, автор пользующейся доселе большой популярностью в Англии Церковной истории , один из главных представителей так называемого сектолюбивого пиетизма того направления, по которому носителями… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Патарены — см. Кафары …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Покаяние — одно из семи христианских таинств, установленное самим И. Христом (Иоан. XX, 21 23: Мф. XVI, 19; XVlII, 17 18). В нем, по православному учению, исповедующий изустно грехи свои перед священником при видимом изъявлении от него прощения невидимо… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • сѣдѣти — Сидеть сѣдѣти (1) 1. Править, находиться у власти (светской, церковной); княжить. Тогда рекоша (сопфориане) к гемону, яко бодри ти помощници будемь на своя сродникы. ... Град же нашь, Сопфоръ, твердии всѣх, сеи болѣ ти есть на потребу. Ту бо сѣдя …   Словарь-справочник "Слово о полку Игореве"


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»